Погубит ли мировой кризис сферу гостеприимства в России?

11.11.2008, 14:09

 

Погубит ли мировой кризис сферу гостеприимства в России?

Планета охвачена кризисом. Пока еще до конца не понятно как он скажется на экономике России, насколько мы пострадаем от него и каковы будут последствия.

Естественно любой здравомыслящий человек пытается заглянуть в будущее, чтобы понять, что будет завтра с ним, что будет с бизнесом, в котором он работает…

Первый шок прошел, и начали появляться прогнозы по-поводу перспектив гостеприимства в кризисную и пост-кризисную эпоху. Мне также хотелось бы внести свою лепту в общую копилку, при этом не согласившись с рядом апокалипсических сценариев развития событий.

В первую очередь давайте согласимся с библейским Екклесиастом: «что было, то и будет… и нет ничего нового под солнцем». На самом деле, наша планета переживает уже не первый кризис, который затрагивает практически все страны и отражается на состоянии мировой экономики. За последние 50 лет мы пережили следующие катаклизмы:

1973 год – Первый энергетический кризис. ОПЕК ввела эмбарго на поставки нефти в США и увеличила на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников США. Цена на баррель нефти поднялась с 3 долларов (октябрь 1973 года) до 12 долларов (март 1974 года).

1987 год – «Черный понедельник». Отток инвесторов с рынков после сильного снижения капитализации нескольких крупных компаний. Американский фондовый индекс Dow Jones Indastrial обвалился на 22,6%. Вслед за американским рынком рухнули рынки Австралии, Канады, Гонконга.

1997 год – Азиатский кризис. Девальвация национальных валют региона и высокий уровень дефицита платежного баланса стран Юго-Восточной Азии. За 12 месяцев с начала кризиса реальное обесценение национальных валют превысило 30%. Уход иностранных инвесторов из стран Юго-Восточной Азии, снижении мирового ВВП на 2 трлн. долларов.

1998 год – Российский кризис. Курс рубля по отношению к доллару в августе 1998 – январе 1999 гг. упал в 3 раза – с 6 до 21 рубля.

2002 год – Крах «Дот-комов». Обвал котировок акций Intel, Kodak, Apple, Dell, Lucent Technologies и других флагманов "новой экономики". Эти акции в течение нескольких дней подешевели в 2-4 раза. За ними последовали акции крупнейших производителей микрочипов и других промышленных компаний сектора high tech, резко упали акции химических компаний. С марта 2000 по октябрь 2002 года американцы потеряли на биржевых спекуляциях около 8 триллионов долларов. Это примерно 80% ВВП США.

Как мы видим по показателям, последствия этих кризисов были весьма внушительными. А теперь давайте оценим какое влияние они оказали на развитие мировой системы туризма. На диаграмме № 1 приведены туристические прибытия во всем мире за период с 1950 по 2007 год (по данным Всемирной туристической организации ООН). Черными столбиками обозначены годы вышеобозначенных кризисов.

Как мы видим, фатального влияние на развитие отрасли эти кризисы не оказали, безусловно, динамика развития снизилась, но отрасль отнюдь не впала в кому.

Изучение обзорных и аналитических статей характеризующих состояние отрасли в прошедшие кризисные и пост-кризисные эпохи позволяет выявить общие закономерности ее развития в эти непростые времена. Попытаемся экстраполировать эти данные на современную сферу российского туризма и гостеприимства.

Туризм принято подразделять на несколько категорий – деловой, познавательный (рекреационный) и конгрессный (корпоративный). Рассмотрим возможные воздействия кризиса на каждую из указанных категорий.

Деловой туризм

Бизнес – это в первую очередь коммуникации и общение, которые обеспечивают новые возможности и перспективы. Безусловно, кризисы существенно меняют ситуацию на бизнес-карте каждой страны, а также на бизнес-карте целых регионов и материков, «убирая» с поля определенное количество игроков. Но оставшиеся будут вынуждены перемещаться причем не только внутри своей страны, но и вне ее, продолжая работать…

В настоящий момент существуют две глобальные версии в контексте «Россия и кризис» - одни уверяют, что все – «приплыли», другие же уверены, что из всех «приплывших» мы будем в самом выигрышном положении… Не будем судить о том, кто из них прав, а кто нет. Поймем для себя главное – Россия огромный рынок, игнорировать который просто не возможно. Возможностей здесь хватает, поэтому поток иностранных бизнесменов, скорее всего, снизиться, но не иссякнет.

Не прекратят своих перемещений по территории страны и российские бизнесмены – им также нужно будет искать новые возможности. Очевидно, что наибольшее количество командировок будет наблюдаться в крупные деловые центры, в первую очередь в Москву.

Неужели ничего не измениться? Конечно, измениться, в первую очередь по отношению к предоставляемым возможностям. Безусловно, определенная категория бизнес-путешественников не изменит своим привычкам (в силу сохранившихся финансовых возможностей) и будет продолжать останавливаться в гостиницах 4* и 5*. Однако большая часть, вне всяких сомнений, будет выбирать более экономичные варианты, изыскивая те, которые предоставляют наиболее оптимальное предложение по критерию «цена-качество».

Очевидно, что в наиболее выигрышном положении окажутся гостиницы категории 3*, причем не старой советской формации (Салют, Байкал, Белград и т.п.) отзывы постояльцев, которых читаешь с содроганием, а те, кто сумели создать несколько иную более комфортную среду. Поскольку достоянных объектов в сегменте 3* не так уж и много, то уверенно можно заявить о том, что, конечно же, они не будут иметь сверхприбылей, но то, что они будут хорошо «грузиться» в течение всего года – факт…

По моему мнению, вполне вероятно появление на рынке новых предложений, поскольку как мы все прекрасно знаем, качественного предложения в сегменте 3* явно недостаточно и я уверен, что найдутся те, кто воспользуется этой благоприятной возможностью…

Познавательный (рекреационный) туризм

В 2000 году мне довелось беседовать с одним из ведущих менеджеров кинотеатра «Кодак-Киномир». Как-то разговор коснулся темы кризиса 1998 года. Я вспомнил свои ощущения – опустевшие магазины, полупустые дороги, народ, приникший к экранам телевизоров и радиоприемникам внимательно ловящий любую новую информацию. Закономерен был вопрос: «А как было у Вас?». И к моему великому удивлению собеседник рассказал о практически ежедневном аншлаге. В последствие о подобных ситуациях мне рассказывали и другие представители сферы развлечений…

Данный факт подтверждает и Госкомстат – на диаграмме № 2 представлено потребление различных доходных групп россиян во время кризиса 1998 года. Диаграмма однозначно свидетельствует о том, что потребление долгосрочных предметов снижается, при этом растет доля затрат на приобретение продуктов питания, доля же расходов на оплату услуг куда в том числе включены и развлечения снижается, но незначительно.

Диаграмма № 2. Структура потребительских расходов по доходным группам

Подобная тенденция характерно не только для России. Если обратиться к воспоминаниям очевидцев Великой депрессии в США, а также кризиса в Германии после Первой мировой войны, то мы увидим нечто подобное.

Очевидно, что причина подобного явления лежит в сфере психологии, а не экономики. Находясь во время кризиса в состоянии стресса, кто легкого, а кто тяжелого, люди ищут возможность «разгрузиться», поскольку постоянные переживания способны заставить «съехать с катушек» даже абсолютно здорового человека.

Конечно требования к сфере развлечения, в том числе и к отдыху изменяться. На мой взгляд, в полной мере проявятся следующие тенденции (не только в российском, но и мировом масштабе):

1. Отдых станет более «экономичным» - в условиях нестабильности потребитель будет не готов тратить значительные суммы;

2. Потребитель будет отдыхать в своем регионе (стране) или в относительной близости. Цены на авиатопливо начали повышаться, уверен, что они еще пока не достигли своих максимальных значений.

3. Наиболее посещаемым регионом будет Европа. По данным все той же Всемирной туристической организации сейчас она является лидером по числу международных прибытий, при этом больше туристов она принимает именно из своего региона, поэтому она, скорее всего, будет на первом месте в кризисную и пост-кризисную эпоху. Рассматривая вопрос стратегически, следует заметить, что у России появляется определенная возможность направить туристический поток в свою сторону, если только она предпримет определенные шаги, в первую очередь на государственном уровне, для изменения сложившегося расклада сил.

Возвращаясь к российским гражданам, следует заметить, что, скорее всего, количество внутристрановых путешествий будет доминировать (кстати, если оценивать количество отдыхающих за границей, то по итогам прошлого года оно составило только 5% от численности всего населения России).

Среди средств размещения наиболее востребованными будут объекты в среднем сегменте – 3*.

Также как в вышерассмотренном случае с бизнес-туризмом вопрос соотношения цены и качества также будет определяющем.

Безусловно, рынок сожмется, вбросив в первую очередь на обочину тех, кто не сможет или не пожелает следовать требованиям времени, а именно не снизит свои цены и не приведет свои качественные показатели в соответствие с требованиями потребителя. Что греха таить, самые большие нарекания гостей российских отелей связаны именно с этими показателями.

Не секрет, что по большинству, например, подмосковных отелей цены услуг существенно завышены даже по отношению к Москве. Многие до сих пор не понимают, почему отъехав от Москвы на 50-70 километров они вынуждены платить за кусок мяса в несколько раз дороже, чем в признанном московском ресторане, при этом если в последнем случае они получают продукт, приготовленный признанным мастером, то в последнем – в лучшем случае некий опус выпускника заштатного кулинарного ПТУ…

Таким образом, тот, кто сможет «стать на горло собственной песне» и пожертвовать сверхприбылью во имя стабильности сможет существенно улучшить свои конкурентные позиции.

Второй вопрос – качества. Это второй жизненно важный вопрос, но гораздо более труднореализуемый. Здесь есть над чем поработать российским отельерам. Что греха таить, но в том же Подмосковье хватает объектов, которые, наверное, проще спалить, а персонал разогнать, чем пытаться их модифицировать. При этом к такой категории следует отнести не только старые, но и достаточно новые объекты.

Конгрессный (корпоративный) туризм

Очевидно, что бюджеты практически всех компаний будут пересмотрены на предмет сокращения издержек. В первую очередь «обрезанию» будут подвергнуты социальные программы, в том числе и программы по развитию персонала. Думается, что количество проводимых корпоративных мероприятий будут стремиться к «нулю».

Это еще больше осложнит финансовое положение ряда отельеров – не секрет, что многие подмосковные отели существенно улучшали свое материальное положение в «низкие» недельный и годовой сезон «корпоративами». Теперь их не будет…

В виде заключения

Таким образом, на мой взгляд, апокалипсические прогнозы не имеют под собой никаких оснований. То, что бизнес станет сложнее, жестче, что усилиться конкуренция – бесспорно.

Я думаю, что мы все прекрасно понимаем, что российское гостеприимство подошло к определенному рубежу, когда экстенсивный путь развития должен был смениться интенсивным (массовое недовольство потребителя лучшее подтверждение этому), кризис просто ускорил наступление этого момента. Он не обрушит систему, но отсечет нежизнеспособные и мало жизнеспособные элементы.

Я уверен, что на смену «выбывшим» в строй станут новые «бойцы», которые учтя все ошибки предшественников, выведут отрасль на новые качественные рубежи. Кстати, если вы обратитесь к истории ряда крупных мировых компаний, то заметите, что многие из них появились или получили свое подлинное развитие именно в годы кризисов.

Вопрос о том, как сфера гостеприимства переживет кризис – важен, но не менее важен вопрос каким оно будет в пост-кризисную эпоху, потому что вектор развития нужно определять уже сейчас, но об этом мы поговорим в следующей статье…

На мой взгляд, гостеприимство не только успешно минует годы кризиса, но и способствует развитию ряда смежных отраслей, например, строительства. В ближайшее время я планирую поделиться с вами своим видением на подобные синергетические проекты…

 

Автор: Слизовский Юрий

Источник: ProHotel.ru

 

 


Сегодня12%

Поиск среди 4850+ отелей и 21107+ номеров

Расширенный поиск

ДРУГИЕ НОВОСТИ:

Наши партнеры